logo
1 °C

Что изменилось для пешеходов и водителей на зебрах: кто теперь кому должен уступить

Что изменилось для пешеходов и водителей на зебрах: кто теперь кому должен уступить
17.11.2025 в 07:30https://nk-online.ru/

Юристы и автоинструкторы разбирают спорные ситуации на пешеходном переходе, которые ежедневно происходят в российских городах.

Забудьте старые представления о пешеходном переходе. Картина, знакомая каждому: водитель замедляет ход у «зебры», гадая, собирается ли человек на тротуаре переходить, а пешеход в это время листает ленту в телефоне, не глядя на дорогу. Кто прав, кто виноват, и главное — кто кому должен уступить? В 2024 и 2025 годах в ПДД появились важные уточнения, которые расставляют все по местам.

Эволюция правил: от «переходящего» к «собирающемуся»

Раньше в Правилах дорожного движения была лаконичная, но крайне неоднозначная формулировка: водитель обязан уступить дорогу пешеходу, «переходящему проезжую часть». Эта норма и породила массу конфликтов. Если нога пешехода еще не ступила на асфальт перехода, многие водители считали себя вправе проехать, что зачастую приводило к опасным ситуациям и судебным разбирательствам.

Теперь правила стали более конкретными. Согласно последним изменениям, водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который не только вступил на проезжую часть, но и явно выразил намерение это сделать. Именно вторая часть формулировки стала ключевой.

Язык тела на дороге: что считать «явным намерением»

Здесь кроется главный камень преткновения. По словам автоюристов, «явное намерение» — это не абстрактная идея, а конкретные действия, которые однозначно трактуются как подготовка к переходу.

К таким действиям относятся:

  • Человек остановился у края тротуара, повернув голову в сторону приближающегося транспорта.

  • Он сделал шаг по направлению к проезжей части.

  • Пешеход поднял руку, явно показывая свое намерение начать движение.

  • Взрослый взял ребенка за руку и направился к «зебре».

А что НЕ является явным намерением?

  • Человек стоит спиной к дороге, уткнувшись в телефон.

  • Пешеход ведет оживленную беседу, не глядя на поток машин.

  • Он просто медленно прогуливается вдоль тротуара без четкой траектории к переходу.

Весы правосудия: как распределяется вина при ДТП

Несмотря на новые, более четкие правила, при возникновении аварийной ситуации на пешеходном переходе в 95% случаев виновным признают водителя. Его обязанность — постоянно контролировать ситуацию вокруг и быть готовым к остановке.

Однако появилась и важная новость для автомобилистов. Если будет доказано, что пешеход сознательно бросился под колеса — например, выскочил на дорогу из-за кустов или переходил на запрещающий сигнал светофора — его самого могут привлечь к административной ответственности. Более того, в такой ситуации он может быть признан виновником ДТП и лишится страховых выплат.

Невидимый глаз: как видеокамеры фиксируют нарушения

Многие водители ошибочно полагают, что камеры автоматической фиксации уже массово штрафуют за непропуск пешеходов. Пока это не так. Большинство таких нарушений фиксируют сами инспекторы ДПС. Однако запись с уличных камер или видеорегистратора все чаще становится решающим доказательством при разборе происшествий, точно показывая, кто и как себя вел в спорный момент.

Практика здравого смысла: золотые правила для обеих сторон

Для водителей:

  • Всегда снижайте скорость при приближении к «зебре», даже если на тротуаре никого нет.

  • Если видите пешехода, направляющегося к переходу, лучше остановитесь. Вы сэкономите нервы и, возможно, чью-то жизнь.

  • Помните о «мертвых зонах» — особенно при проезде переходов рядом с остановками или припаркованными автомобилями.

Для пешеходов:

  • Подойдя к переходу, четко дайте понять водителям о своем намерении. Остановитесь, установите зрительный контакт.

  • Уберите телефон и наушники. Ваша безопасность дороже лайков в соцсетях.

  • Не выходите на проезжую часть резко, даже если вы правы. У машины может быть большой тормозной путь.

Дорога — это не место для выяснения правоты. Новые правила лишь уточнили рамки поведения, но главным по-прежнему остается взаимное уважение и желание всех участников движения благополучно добраться до цели. Водитель, который заранее притормаживает у «зебры», и пешеход, который переходит дорогу собранно и предсказуемо, — вот новая формула безопасности на российских улицах.

Источник:

https://dzen.ru/theproauto

Читайте также:

Верховный Суд окончательно поставил точку: кому на самом деле принадлежат парковочные места во дворе - теперь все ясно

Нужно ли останавливаться перед "зеброй", если пешеход вступил на проезжую часть на другой стороне проезжей части - ответ юриста

Верховный суд РФ запретил оставлять автомобили во дворах жилых домов: что может грозить за нарушение

Автор: Оксана Переходько