logo
-2 °C

Как Агрыз и речной порт Нижнекамска изменят грузопоток из Китая

Как Агрыз и речной порт Нижнекамска изменят грузопоток из Китая
31.10.2025 в 14:02Фото: pxhere.com

В Татарстане началось создание сети современных логистических центров, которые могут изменить всю систему грузоперевозок между Китаем и регионами России. Ключевой точкой этого преображения станет станция Агрыз, где появится крупный распределительный хаб, способный разгрузить московские терминалы и сократить путь китайских товаров к потребителям. Подробности сообщили журналисты РБК.

Станция с большими возможностями

Мало кто слышал о станции Агрыз за пределами Татарстана. Но именно этот районный центр может стать новым логистическим сердцем России. Через Агрыз ежедневно проходит от 10 до 13 тысяч грузовых вагонов, и это далеко не предел возможностей станции.

Сегодня большинство грузов из Китая идут по железной дороге до Москвы, где их выгружают и только затем отправляют в регионы. Такой маршрут увеличивает путь и время доставки. Создание распределительного центра в Агрызе позволит сократить сроки доставки товаров автомобильным транспортом в радиусе до 1000 километров.

«Мы предлагаем один из потенциалов развития железнодорожного узла – создание сортировочного хаба», — рассказал инвесторам из Китая начальник отдела железнодорожного транспорта миндортранса Татарстана Эльдар Ахмедов.

Почему именно Агрыз? Этот район исторически является ключевым транспортным узлом, где пересекаются важнейшие артерии страны: Транссибирская магистраль и федеральная трасса М7 «Волга». Станция соединяет три стратегических направления: южный ход (Москва – Казань – Екатеринбург – Дальний Восток), северный ход (через Пермь) и широтный ход Куйбышевской железной дороги.

Российско-китайское партнёрство набирает обороты

С 22 по 24 октября 2025 года в Агрызском районе прошёл российско-китайский форум «Инвестиционный маршрут. Станция Агрыз». Мероприятие собрало представителей власти, бизнеса и экспертного сообщества двух стран. Выбор места проведения форума свидетельствует о стратегическом сдвиге в инвестиционной политике республики в сторону взаимодействия на муниципальном уровне.

«Форум открывает новые перспективы сотрудничества для российских и китайских компаний именно на уровне территорий», — сказано в обращении Раиса Татарстана Рустама Минниханова к участникам мероприятия.

Татарстан уже много лет активно сотрудничает с Китаем. Глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина сообщила, что республика подписала уже восемь межправительственных соглашений с провинциями КНР.

В рамках форума было подписано соглашение о намерениях между компанией «Базис Алабуга» и китайско-российским центром «Вэйлай». Стороны договорились о создании завода по производству каменной ваты с предполагаемым объёмом инвестиций в 400 миллионов рублей.

Новые технологии в логистике

Транспортно-логистический центр в Агрызе — это не просто складские помещения. Это совершенно новая технология доставки грузов с высокой скоростью. Она позволит перевозить любые грузы в любых объёмах с сокращением затрат на перевалку и хранение.

Предполагается, что продажа грузовых мест в поезде будет осуществляться по принципу пассажирских билетов. Погрузочно-выгрузочные операции будут производиться на станциях маршрута без отцепки вагонов и без изменения схемы поезда. Потенциальным грузоотправителям расписание поездов станет известно заранее.

Ускоренной перевозке грузов будет способствовать создание сортировочных терминалов, опорных станций с боковыми погрузочно-выгрузочными площадками. Также предполагается сформировать специальные маршруты ускоренных грузовых поездов с постоянной составностью.

Реализация проекта может изменить систему перевозки грузов всей Горьковской железной дороги. Новый терминал в Агрызе может стать центром консолидации экспортирования груза в Китай и страны Азии.

Нижнекамск: логистический хаб на воде

Параллельно с развитием сухопутной логистики в Татарстане активно развиваются и речные перевозки. В Нижнекамском районе в следующем году планируют запустить речной порт, вокруг которого построят крупный логистический комплекс.

Инвестиции в этот проект оцениваются в 16 млрд рублей. Он должен стать крупнейшим в России центром хранения металла, рассчитанным на 120 тысяч тонн конструкций.

В речном порту будут переваливать грузы с автомобильного и железнодорожного транспорта на водный. Это откроет экспортные коридоры в Иран, Азербайджан, Турцию и страны Персидского залива.

Причальную инфраструктуру речного порта планируют запустить в 2026 году. Полностью проект логистического комплекса будут реализовывать до 2034 года.

«Самое главное, что мы и дальше будем развивать логистику по воде. Соответственно, разгрузим железные дороги. По ним идёт большой груз металлопроката», — сказал глава Нижнекамского района РТ Радмир Беляев.

На период 2026-2028 годов запланирован следующий этап: строительство и запуск складов временного хранения, сортировочного центра и организация таможенного терминала. Это позволит предлагать клиентам полный цикл логистических и таможенных услуг в одном месте.

Зеленодольск: мультимодальный логистический центр

Концерн DoorHan планирует построить логистический комплекс на территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра в Зеленодольском районе Татарстана. Стоимость проекта оценивается в 7,5 млрд рублей.

Общая площадь комплекса составит порядка 100 тысяч квадратных метров. Строительство объекта планируется завершить до конца 2027 года.

Логистический комплекс будет обслуживать широкий спектр товаров. Предусмотрено строительство всех основных типов складских помещений: сухих складов общего пользования, холодных складов для продукции, требующей поддержания низких температур, а также специализированных объектов для кросс-докинга (быстрого распределения груза без длительного хранения).

«Сейчас мы находимся на стадии активного поиска потенциальных партнёров и арендаторов для нашего будущего логистического комплекса», — сообщил генеральный директор ООО «АРС», ООО «ОПМП «Энерготех» Юлай Миннуллин.

Буинск: логистика для сельского хозяйства

На железнодорожной станции Буинск планируют создать логистический хаб по перевалке строительных и инертных материалов. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд рублей.

Объект даст возможности по перевалке и других грузов – удобрений и продукции сельского хозяйства. Хаб необходим для обеспечения бесперебойного движения грузов железнодорожным транспортом.

«Буинский район – опорный, рядом Дрожжановский, Тетюшский и Апастовский. Это важный сельскохозяйственный район. На сегодняшний день вся продукция поступает в Казань и везётся автомобильным транспортом 150-160 км. Мы планировали, что все потоки придут железнодорожным транспортом, а здесь будет перевалка, например, металла, цемента и щебня», — пояснил гендиректор ООО «Мостопоезд-33» Дмитрий Иванов.

Мощности объекта позволят выгружать до 10 вагонов цемента в сутки, от 10 до 15 вагонов щебня. Кроме того, через комплекс может проходить 2-3 тысячи тонн металла в месяц.

Социально-экономический эффект

Создание транспортно-логистического центра в Агрызе имеет важное социально-экономическое значение. Это будет способствовать развитию экономики Агрызского района – созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты.

«С учётом географического положения нашего города реализация данного проекта окажет положительное влияние на экономику не только Татарстана, но и соседних регионов», — подчеркнул руководитель исполкома района Азат Валеев.

Помимо экономических преимуществ, выполнение намеченных планов разгрузит автодороги, сократит вредные выбросы в окружающую среду.

Условия для привлечения рабочей силы в Агрызском районе достаточно благоприятные. Из Агрыза ежедневно курсируют 18 электричек, обеспечивая удобное сообщение с Ижевском. Ещё одним преимуществом является низкая стоимость жилья: 24,2 тысячи рублей за квадратный метр, в то время как в Ижевске эта цифра составляет 101,8 тысячи рублей.

Перспективы развития

Проект логистического центра в Агрызе может быть реализован в рамках государственно-частного партнёрства и представлен на Инвестиционном совете РТ. При формировании транспортно-логистического центра необходимо уделить внимание созданию таможенного поста.

Если проект будет успешно реализован, есть возможность строительства отводной ветки в сторону Казани, которую готовы построить РЖД. Этот проект является приоритетным для развития местной инфраструктуры.

Главным «узким местом» остается участок Агрыз — Круглое Поле, пропускная способность которого загружена на 83%. Вместо дорогостоящего строительства второго пути предлагается перенаправить часть грузопотоков через Агрызский хаб, что позволит разгрузить магистраль и повысить её эффективность.

«Агрыз готов стать новым центром логистики Поволжья, обеспечивающим эффективную обработку грузов и сопровождение товаров с Востока через Россию на Запад и обратно», — заявил глава Агрызского района Ленар Нургаянов.

Статья подготовлена по материалам РБК, ТАСС, Kazan First.

Ранее мы сообщали, что в Татарстане выделили более 100 млн рублей на ремонт спортивных объектов.

Автор: Ангелина Скибина